поиск по сайту

Древнеегипетские судостроители строили корабли из кирпичиков PDF Печать E-mail
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
15.12.14 17:58

gk6Несколько лет назад международной подводно-археологической экспедицией Европейского института подводной археологии было найдено несколько дюжин судов, затопленных с неизвестной целью в порту древнеримского города Тонис — Гераклеон в начале V – середине IV вв. до н.э.

 

Изучением одного из судов под названием «корабль 17» занимается Александр Белов, один из участников экспедиции и научный сотрудник Центра египтологических исследований РАН.

Изучение судна позволило получить подробные представления о его строительстве, а результаты работы были опубликованы в журнале The International Journal of Nautical Archaeology.

Конструкцию египетского судна типа baris описал в V веке до н.э. Геродот в своей «Истории», однако до недавнего времени проверить подробности было нельзя, так как другие описания не сохранилось, а данные, которые можно получить из рисунков того времени являются неполными.

В настоящее время Тонис-Гераклеон и сам находится под водой, примерно в 25 километрах от Александрии, а затопленные в его гавани корабли, имеют ассиметричную конструкцию, прочную обшивку и плоское дно. Палуба у них отсутствует, а осевой руль проходит через киль.

«Корабль 17» был погребен под толстым слоем глины и песка, что позволило ему достаточно хорошо сохраниться. Длина уцелевшей части корпуса составляет 25,2 метра и ширину 9,4 метра.

Отмечается, что древесина судна не была источена морскими червям, а киль не исцарапан. Это означает, что корабль не выходил в море и не скреб дном по каменистым и песчаным берегам. По мнению ученых, грузовое судно было выполнено из толстых досок акации Acacia nilotica или A.raddiana.

По словам Александра Белова, качество египетской древесины невысоко и из нее невозможно получить длинные доски. Поэтому египтяне разработали несколько конструктивных решений, которые позволили им использовать местные материалы, и хотя для строительства морских и религиозных судов они активно импортировали дерево из Ливана и Кипра, приемы кораблестроения оставались египетскими.

В Позднем Периоде (664-332 гг. до н.э.) египтяне начали активно использовать греческих наемников, а флот, построенный фараоном Нехо, вероятнее всего, включал корабли греческого или финикийского типа с хорошо развитым килем, но многие типы речных судов, возможно, все еще строились по древнеегипетским традициям и в эллинистическое время, и даже в римское. Для речной навигации предпочтительны плоский киль или килевая доска, уменьшающие осадку судна, так как на реке много мелей.

С киля все и начиналось. Его изготавливали из толстых брусьев, соединенных встык, а в каждом куске было вырезано несколько сквозных отверстий, через которые пропускали ребра, предназначенные для поперечного соединения досок корпуса. При сборке киля задавались размер и форма корабля, которая была серповидной. После этого на ребра ряд за рядом насаживали доски обшивки с пазами. Средняя длина доски составляет 1-2 метра, ширина около 18 сантиметров, а толщина — около 15 сантиметров.

Располагались доски в шахматном порядке, как «кирпичная кладка» (такая кладка изображена на древнеегипетских рисунках, такую описывал Геродот), которая компенсировала малую длину досок и не имела аналогов в Средиземноморье. Каналы в досках были шире, чем проходящие сквозь них ребра, а фиксировали их клиньями.

Египтяне укладывали 4-5 рядов досок (плоское дно корабля), а когда ребра кончались и нужно было вставлять новые, в досках соответствующего ряда вырезались каналы двойной ширины и в них вставлялись ребра второго порядка, а затем и третьего. Еще одна серия ребер образовывала почти вертикальные борта. К обшивке торцевые концы ребер прибивались деревянными «гвоздями» (нагелями). Это была новация Позднего Периода, так как до этого шипы не крепили к обшивке, и корабли можно было разбирать и, например, перевозить или хранить. Для того чтобы сузить корпус к носу и корме, использовались доски с сужающимися, «ножевидными» концами.

После сборки корпуса, в поперечной плоскости он укреплялся круглыми балками из цельных стволов акации, которые лежали на уровне четвертой серии ребер и упираясь концами в борта, а снизу их поддерживали опоры, благодаря которым нагрузка от бимсов равномерно распределась по всему корпусу. После этого слабые места конструкции дополнительно укрепляли, и конопатили швы между досками (для этого, как писал Геродот, использовался папирус). Ученые отмечают, что в стыках между досками во внутренней части корпуса действительно были найдены остатки растительных волокон.

При сборке корабль подпирался брусьями. Также не исключается, что строители могли использовать временный трос, стягивающий нос и корму серповидного корпуса. На заключительном этапе устанавливались мачта и такелаж.

km.ru

 

новости из сети


все материалы взяты из интернета

При копировании материалов гиперссылка на сайт обязательна