Крупнейшие динозавры избегали тропиков PDF Печать E-mail
18.06.15 10:37

din5Гигантские динозавры избегали тропиков десятки миллионов лет, поскольку резкие климатические изменения тех широт им было выдержать слишком сложно. Это открытие английских ученых также может пролить свет на климатические изменения, которые нас ожидают в ближайшие века.

Динозавры появились около 230 миллионов лет назад и в течение 135 млн. лет доминировали на Земле. Около 65 млн. лет назад эти пресмыкающиеся вымерли, предположительно, из-за столкновения планеты с огромным астероидом.

За 15 млн. лет после появления возникло множество видов этих рептилий. Гигантские длинношеие и длиннохвостые травоядные динозавры – зауроподы – были крупнейшими существами, которые когда-либо жили на Земле. И хотя они доминировали в высоких широтах, ближе к экватору их было крайне мало. Оказалось, что в тропиках их не было вовсе, говорит Джессика Уайтсайд из Университета Саутгемптона.

Ученые исследовали камни из карьера Гост-Ранч (Нью-Мексико, США), которые отложились на берегах рек 205-215 млн. лет назад. Тогда все континенты были объединены в Пангею. В те времена Гост-Ранч находился у экватора – приблизительно в тех же широтах, что и крайний юг Индии сегодня.

На основании различных данных, полученных с помощью камней, ученые смогли смоделировать климат тех времен в тех местах. Ископаемый древесный уголь позволил определить температуру лесных пожаров. Изотопы угля и кислорода дали возможность предположить, каким был уровень насыщения атмосферы углекислым газом, а также приблизительно подсчитать, сколько тогда было растительности.

Среди останков, обнаруженных в Гост-Ранч, динозавров очень мало, причем они были небольшими хищниками. Большинство ископаемых – псевдозухии, предки крокодилов и аллигаторов.

Согласно анализу, климат в тропиках тогда был очень неустойчивым. Длительные периоды ливней сменялись столь же продолжительными засухами. Растительность, которая появлялась во время влажных периодов, если не высыхала при засухах, то сгорала при пожарах. Все это не позволило крупным травоядным динозаврам населить тропики.

iscience