поиск по сайту

Брендовые авто, ушедшие в историю PDF Печать E-mail
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
18.08.13 08:50

avbr1Судьбы автомобильных марок нередко напоминают людские. Блеснув в юности, многие из них с возрастом уступают место под солнцем молодым и деловитым. Другие вступают в альянс с мощным автопроизводящим семейством, но, так и не обретя, казалось бы, гарантированной поддержки, теряют самостоятельность, а вместе с нею и инициативу. И в том, и в другом случае дело часто заканчивается преждевременной кончиной брендов, причем даже самых именитых. Таких, например, как американский Pierce-Arrow и испано-швейцарский Hispano-Suiza.

 

Предлагаю ответить на вопрос, связанный, быть может, с самыми знаменитыми автомобилями времен Второй мировой войны, которые в огромных количествах поступали в том числе и в Красную армию. Речь о грузовиках Studebaker, джипе Willys и тяжелом внедорожнике Dodge WC-51, прозванном у нас "додж три четверти". Без них, а также без других поставок по ленд-лизу, как сегодня утверждают российские историки, СССР было бы гораздо труднее выиграть войну. Так вот, что с этими старейшими американскими марками?

Этих марок уже нет. Компания Studebaker в 1949 году, испытывая сильнейший напор крупных американских корпораций, слилась ради большей конкурентоспособности с фирмами Packard, Hudson и Nash. Но все же тихо скончалась в 1963 году, когда произвела последний автомобиль. Willys-Overland Motor Company не изменила своей внедорожной специализации и после войны, но попала в 1953 году под контроль американской же компании Kaiser. Новая фирма под названием Kaiser-Jeep Corporation выпускала автомобили под маркой Jeep, зарегистрированной еще компанией Willys. И хотя классический бренд исчез, аббревиатура Jeep все же осталась как напоминание о прародителе современных джипов от корпорации Chrysler.

Итак, марка Studebaker исчезла бесследно, о Willys напоминает лишь аббревиатура Jeep, и поныне здравствует только компания — создательница военного Dodge. Но не торопитесь, с Dodge, компанией, входящей в состав Chrysler, тоже не все просто.

Как стало известно в нынешнем году, итальянский концерн Fiat намерен избавиться от прославленного бренда. Уточню, при чем тут Fiat, точнее, альянс Fiat-Chrysler. Он сложился в 2009 году, когда американская корпорация оказалась на грани банкротства в условиях мирового финансового кризиса. Сегодня итальянский гигант владеет более чем 60 процентами гиганта заокеанского, но хочет стать его полноправным владельцем. И одним из первых шагов, если такое действительно случится, будет переформатирование модельных рядов и их переименование.

Сначала из линейки Dodge исчезнет модель Avenger. Потом, вероятнее всего, прикажут долго жить Dodge Dart и Dodge Journey, которые продолжат выпускать под марками Chrysler или Fiat. Собственно, схема уже обкатана: культовый спорткар Dodge Viper с недавних пор производят под новым брендом STR. В общем, как запланировано, к 2016 году от Dodge останутся только cедан Charger и внедорожник Durango, но сохранят ли они общую американскую "вывеску" — большой вопрос. То, что Dodge как торговая марка известна с 1899 года, а первое авто под ней собрано еще в 1914-м, для вершителей автомобильных судеб роли не играет.

Кто следующий?

Год назад прекратила свое недолгое существование старая новая марка Maybach. Возродив ее, концерн Mercedes-Benz взял за основу роскошного лимузина флагман своего модельного ряда S-класс, но недостаточно позаботился о технической начинке машины, достойной сегодняшнего дня.

В 2010 году на грани исчезновения оказалась классическая шведская марка Saab. Сначала ее приобрел концерн General Motors, настроенный на конкуренцию с премиальными брендами Mercedes и BMW, но почему-то не вкладывавший достаточно денег в развитие новой собственности. Потом предприятие перешло к небольшой голландской компании Spyker. В 2012 году Saab продана японо-китайско-шведскому консорциуму National Electric Vehicle Sweden AB, NEVS. И не исключено, что марка исчезнет, не устоит.

Как это уже произошло с действительно исчезнувшими брендами: Hummer — последний автомобиль Н3Т выпущен в 2010 году, Pontiac (2010), Saturn (2010), MG Rover (2005), Plymouth (2001), Oldsmobile (1995). Не говоря уже об автопроизводящих компаниях первого ряда, переставших существовать в бурные 1920—1930-е годы.

Стрелы и аисты

Два года назад интернет-аукцион eBay выставил на торги кабриолет Pierce-Arrow Dual Cowl Phaeton 143, выпущенный в 1929 году. Красивая, прекрасно отреставрированная машина из золотого века американского автопрома непременно вызвала бы интерес любителей автостарины и без какой-нибудь особой "родословной". Однако портал сообщил, что раритет принадлежал самому Чарли Чаплину, а это многое говорит о месте марки Pierce-Arrow в автомобильной табели о рангах начала — первой трети XX века.

Между тем первая модель под этой маркой, выпущенная в 1901 году, была, как и у многих американских пионеров автопрома, простенькой коляской со слабеньким двигателем. И только двенадцать лет спустя основатель компании Джордж Н. Пирс сделал заявку на переход в другой, куда более высокий дивизион. И дело не только в том, что он представил действительно большой и мощный автомобиль, а в некоторых совершенно необычных новациях. Например, в эпоху, когда все без исключения машины располагали фарами на стойках-столбиках, конструкторы из Pierce-Arrow додумались вписать их в передние крылья, то есть как это делают сегодня. Правда, руководствовались они вовсе не соображениями аэродинамики, а чистой эстетикой.

Уже в 1909 году на радиаторе всех моделей появилась сверкающая фигурка стрелка из лука, до самой кончины марки украшавшая все автомобили Пирса, — Arrow по-английски и означает "стрела". А в 1921-м они стали украшением гаража Белого дома в Вашингтоне и машинами — участницами инаугурации нескольких президентов США.

Тяга к необычным и тем не менее очень практичным решениям вообще характерна для Pierce-Arrow. Апофеозом стала модель Pierce Silver Arrow, представленная в 1933 году на автосалоне в Нью-Йорке. Весьма футуристический дизайн, совершенная аэродинамика, двигатель V12, максимальная скорость — 185 километров в час. Радиоприемник, часы и даже спидометр для задних пассажиров, абсолютная новинка для тех времен — вакуумный усилитель тормозов. И не ищите на снимках того времени запасные колеса, располагавшиеся, как правило, на правой и левой подножках. Они есть и на Silver Arrow, но прикрыты обтекателями, органично продолжавшими линию передних крыльев.

Роскошный автомобиль, стоивший огромных для 1930-х годов денег — 10 тысяч долларов, сыграл, как ни странно, очень важную политическую роль. С помощью этой и других передовых моделей, а также прочих топ-изделий американской промышленности истеблишмент США сумел внушить соотечественникам веру в новый курс президента Франклина Рузвельта. Америка сильно пострадала от Великого кризиса 1929 года. В стране 12 миллионов безработных, ее гордость — автопром — в глубокой депрессии. И Рузвельт, провозгласив весной 1933-го новую экономическую политику, решает выставить на Всемирной выставке в Чикаго все, на что в промышленном плане способны США. В монументальных павильонах на берегу озера Мичиган ведущие автопроизводители расположили десятки своих моделей. И самой красивой за два года мирового смотра эксперты и посетители признали Silver Arrow.

Увы, грандиозный успех самой роскошной модели не повлиял на положение самой фирмы. Она смогла выпустить лишь пять ее экземпляров. Продажи других, тоже очень дорогих по себестоимости из-за ручной сборки, падали. В мае 1938 года в The New York Times появилось предписанное законом объявление о банкротстве компании. Вместе с автопроизводителем безвременно погибла и марка.

Казалось бы, удивительное совпадение: в том же 1938-м выпустила свой последний автомобиль испано-швейцарская компания Hispano-Suiza с производственной базой во Франции. Ее роскошные и дорогущие модели, а также гоночные, установившие множество рекордов, сами по себе заслуживают отдельного рассказа, но наша повесть не о становлении, а о гибели марки. А случилась она по неумолимым законам экономики, одинаковым по обе стороны Атлантического океана. И ничто, даже автомобильные пристрастия президентов и королей, не в силах их отменить.

Нечастый случай: основатель и, что называется, душа фирмы еще и сам оказался великолепным конструктором. Именно таким был швейцарец Марк Биркигт, лично предложивший для автомобилей Hispano-Suiza множество абсолютно новых для своего времени решений, например корпуса двигателей из легчайшего алюминиевого сплава, вероятно, первый в истории компрессор для снабжения мотора добавочными порциями воздуха. Когда с началом Первой мировой войны фирма перешла к производству моторов для военной авиации и поставляла их для знаменитого французского истребителя SPAD, Биркигт первым смог разместить авиапушку в развале V-образного двигателя. С авиацией, к слову, связан символ фирмы — летящий аист. Этим рисунком были украшены все самолеты французского аса Жоржа Гинеме, близкого друга Биркигта. Когда летчик погиб в бою, Марк в память о нем сделал аиста эмблемой Hispano-Suiza.

И все же дела у компании шли ни шатко ни валко. В канун Второй мировой Hispano-Suiza все больше переориентировала производство на новые старые изделия — авиадвигатели, в чем очень преуспела.

news.day.az

 

 

новости из сети


все материалы взяты из интернета

При копировании материалов гиперссылка на сайт обязательна