поиск по сайту

Интересные факты о Суэцком канале PDF Печать E-mail
Оценка пользователей: / 1
ПлохоОтлично 

sk2Суэцкий канал - судоходный бесшлюзовой морской канал на северо-востоке. АРЕ, соединяющий Средиземное и Красное моря. Суэцкий канал — кратчайший водный путь между портами Атлантического и Индийского океанов (на 8—15 тысяч км меньше пути вокруг Африки). Зона Суэцкого канала считается условной географической границей между Азией и Африкой. Канал официально был открыт для судоходства 17 ноября 1869. Длина канала около 161 км, ширина по зеркалу воды 120—150 м, по дну — 45—60 м. Глубина по фарватеру 12,5—13 м.

Среднее время, затрачиваемое на проход судов через канал, 11—12 ч. Главные входные порты: Порт-Саид (с Порт-Фуадом) из Средиземного моря и Суэц (с Порт-Тауфиком) из Красного моря.

 

Трасса Суэцкого канала проходит по Суэцкому перешейку в его наиболее пониженной и узкой части, пересекая ряд озёр, а также лагуну Мензала. Для снабжения зоны канала речной водой из Нила прорыт так называемый пресноводный канал Исмаилия.

Географическое положение канала в центре международных морских коммуникаций, связывающих нефтедобывающий район Ближнего и Среднего Востока с Западной Европой, обеспечивающих её связи с Азией, Австралией и Восточной Африкой, обусловило высокую степень загруженности. В 1870 через канал прошло 486 судов (общим тоннажем 0,4 млн. т), в 1913—5,1 тысяч судов (20 млн. т), в 1966—21,25 тысяч судов (274,3 млн. т).

Свыше 70% перевозок составляют нефть и нефтепродукты. За эксплуатацию канала АРЕ получила в 1966 95 млн. египетских фунтов. По тоннажу перевозимых грузов Суэцкий канал до 1967 стоял на 1-м месте среди всех международных каналов (на него приходилось около 15% мировых океанских перевозок грузов и свыше 20% перевозок нефти и нефтепродуктов).

В Древнем Египте около 2-го тысячелетия до н. э. был сооружен канал, соединявший р. Нил и Красное море (так называемый Канал фараонов). В периоды упадка Древнего Египта канал приходил в запустение. Восстанавливался Птолемеем II (3 в. до н. э.) и в римскую эпоху (носил название «Река Траяна»).

После завоевания Египта арабами канал был в 642 н. э. вновь восстановлен, но в 776 его засыпали, чтобы направить торговлю через основные районы Халифата. Планы восстановления канала, разрабатывавшиеся позднее (в 1569 по приказу великого везира Османской империи Мехмеда Соколлу и французами во время египетской экспедиции Бонапарта в 1798—1801), не были осуществлены.

В 1854 французский дипломат и предприниматель Ф. Лессепс, пользуясь усилением влияния Франции в Египте, а также личными связями, получил у египетского правителя Саида-паши концессию на строительство Суэцкого канала на льготных условиях. Авторами проекта были французские (Линан и Мужель) и итальянские (Негрелли) инженеры. Строительство канала возглавила созданная Лессепсом «Всеобщая компания С. к.», которая юридически считалась египетским предприятием. Египетское правительство приобрело 44% всех акций, 53% было размещено во Франции, 3% в других странах. По условиям концессии акционерам причитался 71% прибылей, Египту 15%, основателям компании 10%.

Строительство канала было начато 25 апреля 1859 и завершено в 1869 (к открытию канала композитор Дж. Верди по заказу египетского хедива написал оперу «Аида»). Основные работы на Суэцком канале производились силами египетских феллахов, которых набирали принудительно по 60 тыс. чел. в месяц (при населении Египта 4 млн. чел.). Многие из них погибли от непосильного труда и эпидемий.

Непомерные расходы на строительство Суэцкого канала осложнили экономическое положение Египта. Пользуясь этим, британское правительство в 1875 купило у Исмаила-паши египетскую долю акций канала. В 1880 египетское правительство оказалось вынужденным продать своё право на 15% прибылей французскому банку. Египет был отстранён от управления и от участия в прибылях. Компания Суэцкого канала стала практически англо-французским предприятием.

После оккупации в 1882 Египта английскими войсками Суэцкий канал стал главной британской военно-стратегической базой на Ближнем Востоке. В 1888 в Стамбуле (Константинополе) была заключена международная конвенция об обеспечении свободы плавания по каналу, являющаяся и ныне основным международно-правовым документом, регулирующим судоходство.

Во время 1-й (1914—18) и 2-й (1939—45) мировых войн фактически английские власти регулировали судоходство по Суэцкому каналу С 20-х гг. 20 в. египетский народ вёл борьбу против английской оккупации Суэцкого канала. Согласно англо-египетскому договору 1936, британское правительство обязалось ограничить срок оккупации канала 20 годами. Движение за вывод английских войск из долины Нила и зоны Суэцкого канала усилилось после 2-й мировой войны.

Деятельность иностранных компании противоречила национальным интересам Египта: в 1955 компания уплатила прибылей акционерам 12,4 млрд. франков, Египту 1,1 млрд. франков. С египетских судов за пользование канала взимался такой же сбор, как и с судов иностранных государств; Египет был по существу лишён возможности использовать канал для связи между побережьем Красного моря и севером страны. Компания тормозила модернизацию канала. Получая от эксплуатации Суэцкого канала огромные прибыли, она расходовала на работы по его совершенствованию крайне незначительные средства.

26 июля 1956 египетское правительство национализировало компанию Суэцкого канала; при этом оно заявило, что будет уважать свободу судоходства по каналу в соответствии с Константинопольской конвенцией 1888; акционерам национализированной компании будет выплачена компенсация (к началу 1963 выплачено 28,3 млн. египетских фунтов). Правящие круги Великобритании, Франции и США попытались оказать дипломатическое и иное давление на Египет и добиться «интернационализации» канала. Вопрос обсуждался на Лондонской конференции стран — пользователей Суэцкого канала и в Совете Безопасности ООН. Совет Безопасности признал суверенитет Египта над каналом.

Империалистические державы организовали экономическую блокаду Египта, отозвали с Суэцкого канала своих лоцманов, однако прибывшие из СССР, Польши, Югославии и некоторых др. стран лоцманы помогли египетской администрации обеспечить судоходство.

В конце октября 1956 империалисты Великобритании и Франции при участии Израиля прибегли к прямой военной интервенции против Египта. Во время англо-франко-израильской агрессии против Египта 1956 агрессоры повредили канал. 24 апреля 1957, после завершения работ по очистке, движение по каналу возобновилось.

В результате израильской агрессии 1967 против Египта и некоторых других арабских стран судоходство по Суэцкому каналу вновь было прервано, так как зона канала фактически превратилась в линию фронта, разделяющую египетские и израильские войска, а в ходе октябрьской воины 1973 — в район активных военных действий. Ежегодный ущерб, наносимый бездействием канала мировой экономике, исчислялся в 4—5 млрд. долларов. В 1974, после отвода израильских войск из зоны Суэцкого канала, Египет приступил к расчистке, восстановлению и реконструкции канала. 5 июня 1975 С. к. был вновь открыт для судоходства.

 

новости из сети


все материалы взяты из интернета

При копировании материалов гиперссылка на сайт обязательна