поиск по сайту

Интересные факты об острове Пасхи PDF Печать E-mail
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

op4Остров Пасхи - крошечный участок земли в южной части Тихого океана. Коренные жители называют его Рапа Нуи. Сформированный серией больших извержений вулканов, он служил обиталищем морских птиц и стрекоз на протяжении миллионов лет. Его крутые склоны обозначили путь навигации для кораблей отважных полинезийских мореплавателей.

Как долго продолжалось их плавание и причины, которые послужили основанием для миграции с их исторической родины, остается загадкой, на которую мы никогда не будем иметь ответа, но мы можем представить себе их радость при виде этого острова после, возможно, многих месяцев скитаний в открытом океане.

 

Расположенный в южной части Тихого океана между Чили и Таити, остров Пасхи является одним из самых изолированных населенных островов в мире. Треугольной формы, с общей территорией 102 км2, он сформировался тогда, когда потоки расплавленной лавы поднялись глубоко из недр Земли, прорвали оболочку земной коры и вырвались на поверхность океана.

Сегодня вулканические конусы находятся в каждой точке острова. Самая крупная из них, Рано Кану, хорошо видна даже из космоса. Самая высокая, Теревака, поднимается на высоту 507 метров над уровнем моря. Всего на острове насчитывается свыше 70 эруптивных центров. Лавовые трубы и набегающие волны создали сотни подводных пещер и изменчивую береговую линию.

Легенды повествуют, что именно на песчаном острове Анакена сошел король Хото Мануа и приступил к колонизации острова. Раскопки этой области свидетельствуют, что именно этот район может похвастаться одной из лучших коллекций монументов моаи. Путешественники начали строить деревни и дома необычной эллиптической формы. Существует мнение, что такой метод строительства начался, когда вновь прибывшие поселенцы перевернули свои лодки вверх дном, приспособив, их, таким образом, для своего временного жилья. Существовали сотни остатков этих строений на острове в 1800-х, но большинство их было уничтожено миссионерами, которые использовали их при возведении оград.

Первые поселенцы острова нашли здесь пышную растительность, изобилующую большими пальмами, из которых они приспособились изготовлять лодки и жилища. Растения, которые они принесли с собой, хорошо приспособились к почве, обогащенной вулканическим пеплом, и к 1500 году население острова составляло от 7000 до 9000 тысяч жителей.

По мере возрастания населения начали формироваться отдельные кланы, сосредоточенные в разных районах острова Пасхи. Всех их связывало одно общее – строительство статуй и культ, который сформировался вокруг их.

Непонятно, почему жители острова Пасхи прибегли к массовому строительству монументов в таких больших масштабах. Их одержимость в конечном итоге привела к печальным для них результатам, поскольку они вырубали лес, который требовался для транспортировки огромных моаи. Истощение лесных ресурсов имело воистину катастрофические последствия.

Первые скульптуры производились из базальта, а их высота не превышала роста человека. Потом технология их изготовления совершенно изменилась. Статуи начали высекать в карьере потухшего вулкана Рано Рараку из вулканического туфа (туф - прессованный вулканический пепел, уплотнившийся после извержения вулкана). Их высота начала достигать 10 и больше метров, а масса – около 20 тонн.

Мягкий вулканический туф послужил идеальным материалом для высечения статуй. Используя орудия труда из твердых вулканических пород, создатели монументов сначала обозначали контуры моаи, высекали лицо и туловище в передней части, потом спину фигуры, а затем постепенно вырезали статую из породы до тех пор, когда она соединялась лишь тонкой перемычкой. Мастера, изготовляющие статуи моаи, были искусными скульпторами, которые проходили все ступени овладения мастерством своей профессии в своеобразной "гильдии резчиков". Изготовление статуи, происходило, весьма вероятно, в ходе исполнения многочисленных церемоний и ритуалов. Если случайно происходил дефект в ходе изготовление, ее бросали и резчики брались за ее создание в другом месте. Такая ошибка во время работы считалась знаком дьявола и являлась плохой приметой. Одним словом, это были искусные мастера.

Известный норвежский путешественник Тур Хейердал в 1955-1956 гг организовал археологическую экспедицию на острове, которая главное внимание уделила экспериментам по изготовлению и транспортировке скульптур моаи. Две бригады скульпторов посменно трудились над изготовлением будущей скульптуры. На это у них ушло ни много ни мало целый год. Так что их изготовление было дело весьма кропотливым.

Наконец, когда статуя была высечена, срывалась перемычка, соединяющая ее породой вулканического кратера, и она медленно скатывалась вниз по склону. У основания кратера статуи устанавливались в вертикальное положение, и здесь происходила окончательная полировка и доработка в области спины и туловища. После этого производились подготовительные работы по транспортировке и установке моаи в различных местах острова. Как доказательство того, статуи было непросто передвигать, многие из них можно увидеть вдоль старинных дорог, где они пришли в негодность и были брошены.

Полагают, что статуи острова Пасхи воплощали в себе памятные изображения представителей знатных родов. Тем не менее, моаи не являлись портретами конкретных индивидуумов, хотя возможно, некоторые из них имели какие-то надписи или другие знаки, которые связывали их с определенными повелителями. Почему они выбрали стилизованный дизайн с угловатым лицом, выступающим подбородком и совсем без ног остается одной из величайших тайн Рапа Нуи.

Существуют другие каменные статуи, изготовленные полинезийцами вне пределов острова Пасхи. В некоторых частях Южной Америки были найдены скульптуры, которые напоминают статую на коленях в Рано Рараку, но ничто в мире не может сравниться с типичным дизайном статуй моаи.

Когда работа над высечением статуй подходила к завершению, их нужно было транспортировать по территории острова. В некоторых случаях их транспортировали на расстояние свыше 20 км. Как же эти массивные скульптуры перевозились к местам их расположения? Пасхальные легенды говорят, что моаи сами шли к своим местам. Некоторые исследователи утверждают, что их перемещали волоком. Позже эту теорию опровергли и пришли к выводу, что их передвигали в вертикальном положении. Как же в действительности все это выглядело, до сегодняшнего дня никто не может сказать утвердительно. Это еще одна, до конца неразгаданная загадка цивилизации острова Рапа Нуи.

В 1868 году англичане сделали попытку вывезти одну такую статую к себе на родину, но эта задача оказалась им явно непосильной. В конце концов, они бросили эту затею и ограничились небольшим бюстом высотой два с половинной метра, который был установлен в Британском музее в Лондоне. В процессе ее транспортировки принимал участие весь экипаж корабля и несколько сотен туземцев.

По окончании транспортировки, статуи устанавливали на аху (ahu) - немного наклоненные в сторону моря каменные платформы. Их изготавливали из больших камней разной величины и формы. Камни шлифовали и подгоняли друг к другу таким образом, что они идеально ложились друг на друга. Установленные на побережье, аху требовали таких же инженерно-технических знаний и большого количества рабочей силы, как и создание самих статуй. Именно здесь, на острове Пасхи, можно по-настоящему оценить высокое мастерство каменной кладки жителей острова.

После установки статуи на аху, происходил завершающий этап изготовления фигуры - установка глаз из кораллов или вулканического стекла. По преданиям, только обретя глаза, моаи мог увидеть то место, где его установили.

Вскоре статуи моаи стали появляться во всех частях острова и со временем их количество достигло 1000. На протяжении десятилетий усиливалось стремление создать самые большие и крупные моаи, каждый из которых принадлежал конкретному клану, что позволило сформировать почти сплошную линию скульптур вдоль побережья острова Пасхи. В карьере Рано Рараку осталась неоконченная статуя высотой свыше 20 метров и весом 270 тонн! Культура достигла своего рассвета. А потом случилось что-то ужасное.

Вскрылась леденящая кровь история о хищническом использовании ресурсов и разорении острова Пасхи. Впервые прибывшие на остров европейцы удивлялись, как люди могли выжить в таком пустынном месте. В действительности, это было загадкой на протяжении длительного времени до тех пор, пока последние исследования продемонстрировали, что остров был покрыт густыми лесами с преобладанием сейчас исчезнувшей гигантской пальмы.

Впервые ступив на остров, будущие жители увидели здесь богатый тропический рай. Ресурсы тропического леса казались неисчерпаемыми. Деревья пошли на постройку жилищ, каноэ, дрова для костров, и, по всей видимости, для транспортировки и возведение статуй моаи.

Возведение статуй со временем превратилось в навязчивую идею, сопровождавшуюся массовой вырубкой леса. Они начали достигать таких огромных размеров, что делало, практически, невозможной их транспортировку на удаленные расстояния. Деревья вырубались. С вырубкой леса началась эрозия почвы, которая привела к ее истощению. Невысокие урожаи привели к вооруженным конфликтам между разными кланами за контроль над оскудевшими ресурсами. Символы власти и успеха жителей острова, моаи, оказались свергнуты.

Вооруженная борьба со временем только ужесточалась. Говорят, что победители поедали своих побежденных врагов, чтобы набраться сил. Кости, обнаруженные в разных местах острова, служат доказательством каннибализма. В условиях недостаточных ресурсов, это, возможно, было следствием голода, или ритуальных действий. В юго-западной части острова Пасхи находится пещера Ana Kai Tangata, которая переводится как "пещера, в которой пожирали людей". Общество и культура Рапа Нуи, которая сложилась за последние 300 лет, рухнула. Все, что осталось после них, это моаи...

Жители острова Пасхи оказались еще более отрезаны от внешнего мира, чем раньше. Любые надежды вырваться из разоренного острова разбивались из-за отсутствия леса. Единственное, что они могли бы построить, были небольшие плоты и каноэ из тростника, поэтому даже рыболовство оказалось затруднительным занятием в этом уголке земного шара. Остров превратился в заброшенный участок земли, эродированные почвы едва производили достаточное количество продовольствия для мизерного количества населения, чтобы выжить. Именно в этих условиях среди оставшихся в живых после конфликта (возможно, их насчитывалось 750 жителей) возник культ человека-птицы.

Вполне возможно, культ человека-птицы начался еще во времена возведения статуй моаи. Со временем, он занял статус доминирующей религии на острове и практиковался до 1866-1867 гг. При отсутствии деревьев для строительства лодок и возможности уплыть с разоренного острова, все, что могли делать жители острова Пасхи, это с завистью наблюдать за птицами, которые парят высоко в небе.

Высоко на краю кратера Рано Кау возникла церемониальная деревня Оронго. Основана для поклонения богу плодородия Макемаке, она стала местом рождения напряженных соревнований между представителями разных кланов острова.

Ежегодно, весной, каждый клан выбирал наиболее подготовленных физически воинов, которые принимали участие в соревновании. Участникам необходимо было спуститься с крутых склонов к морю, проплыть к одному из трех небольших островков в воде, кишащей акулами, и первому принести обратно целое и невредимое яйцо птицы темной крячки. Тот воин, кто первый сумел доставить яйцо на остров Пасхи, считался человеком-птицей года и удостаивался специальной награды и привилегий, а его племя начинало править островом на протяжении года до проведения следующих соревнований. Уникальный для всех жителей Полинезии ритуал был посвящен верховному божеству Макемаке. Победитель становился земным воплощением этого божества.

Одними из наиболее интересных достопримечательностей в Оронго считаются сотни петроглифов, вырезанные человеками-птицами. Выгравированы в твердой базальтовой породе, они пережили время и суровые погодные условия. Высказываются мнения, что петроглифы изображают победителей соревнований по определению человека-птицы. Около 480 таких петроглифов были найдены на острове, главным образом вокруг Оронго.

Казалось, что культура жителей острова началась возрождаться наряду с новым культом человека-птицы. Мы никогда не узнаем, сумели бы жители острова Рапа Нуи вновь достигнуть расцвета своей культуры, потому что в декабре 1862 году к острову причалили корабли перуанских работорговцев и увезли в рабство все работоспособное население острова. Экономика Перу находилась в то время на подъеме и нуждалась в дополнительной рабочей силе. Вследствие тяжелых условий труда, болезней и плохого питания в живых осталось около сотни жителей острова Пасхи. Благодаря экстренному вмешательству Франции, с правительством Перу была достигнута договоренность, благодаря которой оставшиеся в живых жители были возвращены обратно на остров. С собой они привезли болезни, которые еще более сократили численность жителей острова Пасхи. На момент аннексии острова Чили в 1888 году, здесь проживало менее 200 коренных жителей.

Миссионеры прибыли на остров, когда население находилось в особенно плачевном состоянии. Они обнаружили здесь находящееся в упадке общество, и для них не требовалось много времени для обращения его жителей в христианство. В первую очередь была изменена манера одежды коренного населения, точнее сказать, полное отсутствие таковой. Татуировка и любое использование краски для тела было запрещено. Уничтожение произведений искусства рапануйцев, зданий и других святынь, включая таблиц ронго-ронго – ключ к пониманию их истории – был быстрым и полным. Жителей острова вынудили отказаться от своих исконных земель, и они вынуждены были жить в маленькой части острова, в то время как остальные земли использовали для занятия сельским хозяйством прибывшие фермеры.

В действительности, миссионеры причинили больше вреда острову, нежели деятельность перуанских работорговцев, которые увезли большинство населения острова. Те же, кому удалось спастись, и спрятались в пещерах острова, были спасены теми миссионерами, которые продолжили уничтожение всех деревянных скульптур острова, религиозных артефактов, и, главное, Ронго-Ронго деревянных табличек с письменностью рапании (жителей острова Пасхи). Остров Пасхи является единственным островом в Тихом океане, жители которого разработали ронго-ронго - собственную систему письменности. Только немногие из этих табличек дошли до наших дней, так что никто не в состоянии их расшифровать.

Аннексия острова Чили принесла новые веяния, и сегодня существует лишь небольшая горстка людей, которые имеют кровное родство с коренным населением острова.

tourist-area

 

новости из сети


все материалы взяты из интернета

При копировании материалов гиперссылка на сайт обязательна