Ученые полагают, что жизнь старше Земли PDF Печать E-mail
03.05.13 06:31

gz1Исследователи провели довольно оригинальные вычисления и выяснили, что земная жизнь, возможно, происходит из некой отдаленной планетарной системы

Применение принципа компьютерной инженерии к биологическим процессам создает интригующую вероятность того, что жизнь существовала еще до того, как появилась Земля, и, возможно, зародилась вне нашей Солнечной системы, говорят ученые.

Закон Мура, сформулированный в результате опытного наблюдения, говорит о том, что каждые два года количество транзисторов, размещаемых на интегральной схеме, увеличивается примерно в два раза. Если применить закон Мура сегодня и провести подсчеты развития, сложности и рабочих способностей вычислительной техники последних лет в обратном порядке, мы вернемся к 1960-м годам, когда был изобретен первый чип.

Недавно два генетика применили закон Мура к комплексному развитию жизни на Земле, и их результаты предполагают, что органическая жизнь впервые появилась задолго до самой Земли.

Жизни – 10 миллиардов лет!

Научный сотрудник Алексей Шаров из Национального института старения в Балтиморе и биолог-теоретик Ричард Гордон из Лаборатории морских разновидностей во Флориде взяли закон Мура, заменили транзисторы нуклеотидами (строительными блоками ДНК и РНК) и биоцепочками с генетическим материалом и сделали все нужные расчеты.

Результаты их исследования показали, что жизнь появилась приблизительно 10 миллиардов лет назад. Это намного раньше, чем предполагаемый возраст Земли – 4,5 миллиарда лет.

Даже если математически получается, что жизнь появилась раньше, чем Земля, действительно ли это возможно физически? Ученые Шаров и Гордон выяснили, что это возможно. Когда формировалась наша Солнечная система, существующие ранее подобные бактериям организмы или даже простые нуклеотиды из более древних уголков галактики, возможно, оказались на Земле, проделав межзвездное путешествие, зацепившись за комету, астероид или другой неорганический космический мусор. Это теоретический процесс, названный «панспермия».

Вычисления ученых – это не научное доказательство того, что жизнь предшествует формированию Земли. Пока не существует способа узнать наверняка, что органическая сложность растет на устойчивом уровне в любой точке пространства и истории Вселенной. «Называйте это просто размышлением или эссе, а не теорией», – говорит Шаров.

«В нашем предположении есть много гипотетических элементов... но чтобы получить более широкое представление, всегда нужны некоторые гипотетические элементы», – рассуждает ученый в интервью TechNewsDaily.

Идея Шарова и Гордона открывает и другие интригующие возможности. Во-первых, «жизнь до появления Земли» опровергает научно-фантастические гипотезы о существовании продвинутого с научной и технической точки зрения инопланетного вида. Если принять за аксиому присутствие устойчивого генетического прогресса, то социальное и научное развитие любой другой иноземной формы жизни, по крайней мере в галактике Млечного Пути, было бы примерно на таком же уровне, как у людей.

Исследование Шарова и Гордона проводит теоретическую и практическую параллель между происхождением жизни и отношениями между жизнью и знанием. Человеческое развитие не происходит только в геноме: оно происходит эпигенетическим образом, или в пределах разума, и проявляется в технологии, языке и культурной памяти. Все становится более сложным пропорционально. «Функциональная сложность организмов закодирована частично в наследственном геноме и частично в недолговечном разуме», – объясняют ученые в своей статье.

Применяя закон Мура – теорию, первоначально разработанную, чтобы объяснить технический прогресс, – к жизни, генетики не упрощают эволюцию, а, наоборот, признают ее исключительную сложность, говорят они.

Хотя многие специалисты скептически относятся к выводам Шарова и Гордона, сами ученые готовы защищать свои заключения. «Попадание бактериальных спор на Землю из космоса – самая вероятная гипотеза, которая объясняет раннее появление жизни на Земле», – заявляют авторы в своей работе, которая опубликована в журнале Arxiv.

Шаров уверяет, что если бы он должен был держать пари, то сказал бы, что «на 99% уверен в том, что жизнь появилась до формирования Земли; но мы должны оставить 1% для какого-то невероятного случая, который мы не учли».

km