Внеземных цивилизаций - миллиарды PDF Печать E-mail

cos29Космический телескоп НАСА Кеплер (Kepler) всего за 136 дней обнаружил 1235 экзопланет. И это после обследования относительно небольшого участка нашей галактики Млечного пути. В поле зрения попало не более четырехсотой части небесной сферы. Конкретно та зона, где расположено созвездие Лебедь.

Из 1235 планет 54, скорее всего, находятся в так называемой "зоне жизни". То есть, комфортно расположены у своих звезд. Как наша Земля. В крайнем случае, как Марс.

Собранные данные, касающиеся не только местоположения планет, но и их размеров, позволили сделать статистические выводы. И построить на их основе компьютерную модель. А с ее помощью подсчитать, сколько же миров могут быть обитаемыми.

Планеты, похожие на Землю, или даже лучше существуют более, чем у миллиарда звезд в нашей галактике

"Модель обитаемости в пределах галактики Млечный путь" (Model of Habitability Within the Milky Way Galaxy) так назвал свое исследование Мишель Гованлок (Michael Gowanlock) из Гавайского университета (University of Hawaii's). И согласно проведенным расчетам, в нашей галактике 1,2 процента звезд должны иметь при себе обитаемые планеты.

Если припомнить, что звезд в Млечном пути порядка 100 миллиардов, то планет, способных поддерживать жизнь, наберется более миллиарда. В созвездии Лебедь, стало быть, их 12-13 штук.

Мишель учел и то, что в каких-то мирах мог наступить местный "Конец света" - вроде близкого взрыва сверхновой, уничтожившего радиацией все живое. Но даже подобные события, которые не столь уж редки в нашей галактике, не сильно сокращают число потенциально обитаемых миров.

- Млечный путь столь стар, - говорит ученый, - что планете, потерявшей жизнь, хватает времени, чтобы возродить ее. И довести до весьма высокого уровня. Вплоть до цивилизованного.

Орбитальный телескоп Кеплер ищет экзопланеты посредством так называемого транзитного метода. То есть следит, изменяется ли яркость звезды время от времени. А она изменяется, когда по диску звезды проходят планеты. По колебаниям яркости астрономы и определяют наличие планет.

Обитаемые планеты, на которых жизнь по каким-то причинам погибла, имели шансы "начать все с начала". Конец света - это не навсегда.

На 2014 год намечен запуск нового космического телескопа «Джеймс Уэбб». По сути, это целая инфракрасная обсерватория, по размерам превосходящая нынешнюю - орбитальный телескоп «Хаббл». Диаметр зеркала у «Хаббла» - 2,4 метра, у «Уэбба» - 6,5 метра.

По планам телескоп расположат в полутора миллионах километров от Земли. Астрономы полагают, что с его помощью они смогут заглянуть эдак на 20 - 30 световых лет. И не только обнаружить в этой дали планеты размером с нашу Землю, но и узнать, есть ли там жизнь. О такой перспективе заявил недавно астроном Тайлер Робинсон из университета штата Вашингтон. Ученый уверен, что телескоп поможет найти на экзопланетах и воду, и растительность.

Наличие обширного океана выдаст «солнечный зайчик», то есть блик на зеркальной поверхности воды. Этот отраженный свет местной звезды и уловит новый телескоп.

Характерный «зайчик», кстати, в свое время дал понять, что на Титане - крупнейшем спутнике Сатурна - есть жидкий океан. Он, правда, оказался метановым, но нашелся же.

Отличить воду от другой жидкости позволит спектральный анализ. Дополнят его исследования в инфракрасном диапазоне, которые способны выявить на далекой планете присутствие хлорофилла - пигмента, который окрашивает листья, траву и прочую растительность в зеленый цвет. Он - хлорофилл - очень хорошо виден на инфракрасных снимках. Выглядит яркими сполохами.

- Наша цель - найти планету, похожую на Землю практически во всех смыслах этого слова, - говорит Тайлер Робинсон