Органические соединения за пределами Солнечной системы PDF Печать E-mail

cos35Астрономы при помощи орбитального телескопа "Хаббл" впервые в истории зафиксировали органические соединения в атмосфере планеты за пределами Солнечной системы. Однако, считают учёные, о признаках внеземной жизни говорить рановато: планета слишком горячая.

Астрономы обнаружили метан в атмосфере планеты с абсолютно неромантичным названием HD-189733b, расположенной на расстоянии 63 световых лет от Земли, сообщает NEWSru.com со ссылкой на Би-Би-Си.

"HD-189733b - газовый гигант, очень похожий на наш Юпитер, но обращающийся очень близко к своей звезде", рассказывает Джованна Тинетти из Лондонского университетского колледжа, опубликовавшая статью о находке в журнале Nature.

"Тамошний метан - хотя мы и можем называть его органической компонентой, - произведён не жизнью: для жизни там чересчур горячо", - объясняет она. Температура на планете достигает 900 градусов по Цельсию - этого достаточно для того, чтобы расплавить серебро.

Доктор Тинетти и её коллеги Марк Суэйн и Гаутам Васишт из лаборатории NASA в Калифорнии обнаружили характерные признаки метана в атмосфере планеты при помощи орбитального телескопа Hubble.

Учёные использовали метод спектроскопии - они производили наблюдения в тот момент, когда HD-189733b проходила перед своей звездой, после чего химический след, оставляемый при прохождении света сквозь атмосферу планеты, проанализировали с помощью высокоточных приборов.

Исследователи также подтвердили открытие, сделанное ранее космическим телескопом Spitzer, что атмосфера HD-189733b содержит водяные пары. А это значит, говорят они, что космические телескопы способны засекать органические молекулы и в других планетах за пределами Солнечной системы.

"Это чрезвычайно важная веха на пути к постепенной каталогизации предбиологических молекул на планетах, на которых может существовать жизнь", - подчёркивает Марк Суэйн.

Данный метод со временем можно будет применять и к другим планетам, которые, возможно, более пригодны для жизни, считает Джованна Тинетти.

"Я почти уверена в том, что жизнь в космосе существует. Я лично считаю, что было бы слишком высокомерно полагать, что мы единственные живущие во Вселенной", - отмечает специалист.

До сих пор учёные не встречали углерода (он входит в состав метана - простейшего из органических соединений) за пределами Солнечной системы. Кроме того, в атмосфере планеты найдена вода, однако HD-189733b слишком горяча, чтобы на ней могла существовать жизнь, подобная земной.

Тем не менее, сделанное открытие представляется важным шагом в поиске миров, более благоприятных для развития жизни. При определённых обстоятельствах метан может играть чрезвычайно важную роль в так называемой предбиологической эволюции - химических процессах, которые необходимы для формирования жизни.

Поиски учёных сконцентрированы в основном в так называемой "зоне Златовласки" - сегменте космоса, где планеты находятся на необходимом удалении от своих звёзд, то есть они не слишком холодны и не слишком горячи, чтобы там могла существовать вода в жидком виде.

На сегодня за пределами Солнечной системы около 270 планет. О большинстве из них учёные не знают почти ничего кроме массы и параметров орбит. Новый метод поможет не просто открывать планеты, а ещё и знакомиться с их характеристиками.