Бычки - телохранители кораллов PDF Печать E-mail
24.01.13 14:23

kor1Выяснилось, что тропические кораллы защищаются от ядовитых водорослей благодаря сигнальным молекулам, которые привлекают внимание рыб-телохранителей. Эти рыбы отбивают атаки водорослей и тем самым защищают колонии полипов от вымирания. В роли телохранителей выступают рыбы-бычки. Их размер всего 2,5 сантиметра, но это не мешает им решать проблемы с водорослями. В ходе эволюции рыбы научились распознавать химические сигналы, издаваемые кораллами. Услышав такой сигнал, рыбка незамедлительно плывет на помощь.

В роли агрессоров в данной ситуации выступают водоросли вида Chlorodesmis fastigiata, известные среди ученых под названием "конский хвост" или "черепашья трава". Они выделяют кислоты и другие вещества, которые смертельно опасны для кораллов.

Марк Хэй из Технологического института штата Джорджия и его коллега Даниэль Диксон уже несколько лет занимаются изучением кораллов-акропоров, которые в последние годы ведут химическую войну с опасными для них водорослями. Они заметили, что колонии Acropora nasuta, находящиеся у островов Фиджи, достаточно успешно подавляют атаки противников, и решили проследить за этим процессом более тщательно. Через 2-3 минуты после «стыковки» водоросли с кораллом они обнаружили, что в их окрестностях появлялось множество рыб, которые атаковывали и съедали нити водорослей, тем самым избавляя кораллы от опасных проблем. Такое быстрое время отклика на помощь объясняется тем, что в момент прикрепления водоросли, коралл выделяет определенные химические вещества, которые и привлекают рыбок, и являются для них «сигналом SOS».

Данная ситуация является успешным примером взаимовыгодной сделки в животном мире. Кораллы снабжают рыб кровом и пищей, а они в свою очередь предоставляют им услуги защитников.

goelro