Найденный мамонт к клонированию не пригоден PDF Печать E-mail
29.05.13 09:34

mam1Московские специалисты сомневаются в сенсационности якутской находки

Напомним, что на Ляховских островах в Якутии ученые не так давно обнаружили сохранившиеся в отличном состоянии останки самки мамонта. А сегодня выяснилось, что в теле обнаруженного мамонта сохранилась жидкая кровь.

По зубам эксперты установили, что животное умерло в 60 лет. По словам участником экспедиционной группы, у найденного животного скелетирована лишь верхняя часть туловища, голова и левая задняя нога. А фрагменты мышечной ткани, обнаруженные вне тела животного, имеют естественный красный цвет. Феноменальная сохранность тела обусловлена тем, что нижняя часть залегала во льду, а верхняя часть находилась снаружи.

Еще одним удивительным фактом, по словам ученых, стали свойства сохранившейся крови животного. По словам экспертов, кровь находилась в брюхе животного, которое было скрыто в толще льда. Когда ученые в нескольких местах пробили кайлом лед, зацепив брюхо животного, кровь начала вытекать. Это было удивительно, ведь температура воздуха в момент раскопок держалась в районе от -7 до – 10 градусов по Цельсию.

Случайно обнаруженное свойство крови животного позволило ученым предположить, что кровь мамонта обладала специфическими криопротекторными свойствами. В скором времени ученые планируют провести дополнительное бактериологическое исследование образцов крови животного.

За разъяснениями я обратилась к научному сотруднику московского Палеонтологического музея им. Ю.А.Орлова, кандидату биологических наук, который попросил не называть его фамилию.

- У найденного в Якутии мамонта сохранилась жидкая кровь. Как за столько лет она могла сохраниться?

- Когда вы готовите мясо, то достаете его из морозильника, которое там пролежало две недели, кладете его в миску, оно там размораживается, и образуется окрашенная в цвет крови жидкость. Это то, во что превратилась кровь и тканевые жидкости. Вытекает она потому, что кристаллы льда, которые образуются при замерзании любой ткани, рвутся. Межклеточные мембраны и содержимое клеток, содержимое мускульных волокн - они по сути являются большими клетками, выходят наружу.

- Получается, что это естественный процесс?

- Конечно. Только это не кровь.

- А что?

- Жидкая субстанция, которая возникла при размораживании туши. Вполне возможно, что кровь могла сохраниться в крупных сосудах, в полости сердца, аорте, нижней полой вене.

- Нет, кровь из брюха вытекла.

- Какие-то жидкости могли быть и в брюшной полости...

- Руководитель экспедиции Семен Григорьев рассказал о том, что фрагменты мышечной ткани, обнаруженные вне тела животного, имеют естественный красный цвет. Что в этом необычного?

- Туши по-разному сохраняются. Все зависит от того, в каких условиях происходило первичное захоронение. И от того, как долго туша находилась на поверхности.

- Говорят, что нижняя часть залегала во льду, а верхняя часть находилась снаружи.

- В нижней части могут быть более близки к естественной окраске - красной. А что размораживается, то будет естественно изменяться сильнее.

- Еще один удивительный факт: что кровь стала вытекать при температуре воздуха от -7 до – 10 градусов по Цельсию. Такое возможно?

- Это, действительно, очень странно, поскольку любые тканевые жидкости начинают замерзать при температуре близкой к нулю. Поэтому этот факт - без комментариев. Посмотрим, что скажут якутские специалисты. Пока вся информация идет из СМИ.

- Ученые предположили, что кровь мамонта обладала специфическими криопротекторными свойствами. Что это за свойства?

- Криопротекторные свойства - это то, что препятствует замерзанию при низких температурах. Но это тоже странно, потому что обменные процессы у теплокровных животных при такой низкой температуре практически невозможны.

- Эта находка откроет новые возможности для клонирования мамонтов?

- Не откроет. Клонирование мамонтов так же, как и находка внеземного разума, - задачи решаемые, но только в принципе. В ближайшее время на этот счет можно не беспокоиться. Современные научные знания к клонированию относятся скептически. Но это не значит, что эти попытки абсолютно бессмысленны. Они бесполезны пока на данном уровне развития науки.

kp