Самый большой вулкан находится в Тихом океане PDF Печать E-mail
06.09.13 05:42

vul2Геофизики из США открыли на дне Тихого океана гигантский мегавулкан, который по своим размерам сопоставим c Британией или с марсианской горой Олимп - самым большим вулканом Солнечной системы, говорится в статье на сайте журнала Nature Geoscience.

В частности, Уильям Сэгер из Техасского университета A&M и его коллеги исследовали дно в северо-западной части Тихого океана, в районе поднятия Шацкого, и обнаружили, что самое большое плато на нем, получившее название массив Таму (по аббревиатуре университета - Texas A&M University) является единым вулканическим сооружением.

Диаметр мегавулкана Таму составляет около 625 километров, а высота достигает 4 километров. Таму не извергался уже 140 миллионов лет, но уже само его существование дает геофизикам возможность понять, как много магмы может скапливаться под земной корой и изливаться на поверхность.

"Геофизические данные с массива Таму демонстрируют, что гигантские вулканы, найденные на других планетах Солнечной системы имеют кузенов здесь на Земле. Земное разнообразие вулканов плохо изучено, поскольку эти монстры нашли лучшее место, где спрятаться - дно моря", - говорится в статье.

Массив Таму расположен в 1,5 тысячи километров к востоку от Японии, в районе где сходятся три тектонические плиты. Результаты бурения дна в этом районе показывали, что оно состоит из лавовых отложений, но ученые считали, что здесь может быть несколько вулканов, и лавовые потоки от них накладывались друг на друга, как это происходит на Гавайских островах и в Исландии.

Однако сейсмическое зондирование дна, проведенное группой Сэгера, показало, что все лавовые потоки исходили из одной точки. Это указывало на существование единого центрального жерла, а значит, геофизики имели дело с единым вулканом. Вулкан Таму относится к классу щитовых вулканов - очень больших по площади и с очень пологими склонами. Самый большой щитовой вулкан - гавайский Мауна-лоа - имеет диаметр не более 100 километров.

Супервулканы Земли

В то время, как обычные вулканы могут убить тысячи людей и разрушить целые города, супервулканы способны унести жизни миллиардов людей и превратить в развалины целые континенты.

Термин супервулканы означает извержения более 1000 кубических километров магмы. Такие вулканы опустошительны, но очень редки.

Геологи считают, что извержения супервулканов случаются каждые 50 000 лет, а всего на Земле насчитывают около 40 супервулканов. Однако большинство из них давно выгорели.

Самыми известными супервулканами являются:

1. Йеллоустоунский супервулкан – последнее извержение 640 000 лет назад

2. Супервулкан озера Тоба, Суматра, Индонезия – последнее извержение 74 000 лет назад

3. Кальдера Долины Лонг, Калифорния США – самое крупное извержение произошло 760 000 лет назад