поиск по сайту

Забытый велодог PDF Печать E-mail
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
24.01.14 17:08

vd2Во все времена существовали придуманные талантливыми людьми образцы оружия. Судьба их складывалась по-разному. Одни попадали на флаги и гербы государств, тогда как другие забывались настолько, что сегодня про них знают разве что специалисты. Этой печальной участи не избежал и револьвер велодог.

 

НЕ ДИКОВИНКА, А СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

В 1887 году шотландец Джон Данлоп придумал надеть на колеса трехколесного велосипеда своего десятилетнего сына широкие обручи, сделанные из шланга для поливки сада, и надуть их воздухом. 23 июля 1888 года ему был выдан патент на изобретение. А приоритет на -пневматический обруч» для транспортных средств подтвердил следующий патент, от 31 августа того же года. Камера из резины крепилась на обод металлического колеса со спицами обматыванием ее вместе с ободом прорезиненной парусиной в промежутках между спицами.

Преимущества пневматической шины были оценены очень быстро. Уже в июне 1889 года на стадионе в Белфасте велогонщик Уильям Хьюм выступил в -гонках на велосипеде с пневматическими шинами. Его считали посредственным гонщиком, а он выиграл все три заезда, в которых участвовал. Естественно, уже конце 1889 года в Дублине была организована первая компания по выпуску надувных шин под названием «Пневматическая шина и агентство Бута по продаже велосипедов». А дальше начался настоящий бум велосипедов с этими новыми шинами.

До этого на велосипедистов смотрели как на людей, одержимых манией прогресса, - кому, мол, еще придет в голову ездить на тяжелой машине с литыми резиновыми шинами? Теперь на нем с удовольствием и без особых хлопот стали кататься и женщины, и дети. Велосипед из диковинки превратился в популярное средство передвижения и стал по-настоящему массовым. В армиях появились отряды самокатчиков, а Луи Буссенар на это тут же откликнулся романом «Капитан Сорви-голова», где его герои-французы с успехом использовали велосипеды против англичан. Но вот тут-то велосипедисты и столкнулись с серьезной проблемой...

ЖИВОТНЫЕ ПРОТИВ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ

Дело в том, что в то время на улицах городов Западной Европы было много бездомных и бродячих собак, потому что контролем их популяции в то время никто особенно не занимался. В России дело обстояло и того хуже. В городах большая часть домовладений представляла собой избы-пятистенки, хотя и облагороженные на городской лад -так называемые трехоконные флигели, имевшие при себе обширные дворы и сады. Как правило, в каждом таком домовладении имелась собака, а то и не одна, и все они, за исключением разве что самых злых цепных кобелей, находились на свободном выгуле, а домой приходили только за кормежкой.

И вот все эти собаки, как за границей, так и у нас, ополчились на появившихся повсюду велосипедистов: преследовали их с громким лаем, а то и кусали за ноги. Другого транспорта ведь тогда просто не было, а все колесные телеги и даже экипажи по тогдашним дорогам (особенно российским, с глубокими колеями!) ездили достаточно медленно и гнева у собак не вызывали. К тому же у возчика был кнут, которым он всегда мог хлестнуть слишком уж обнаглевшего пса. А у велосипедиста для защиты от собак не имелось ничего и к тому же обе руки были заняты.

ВЕЛОДОГ - ВЕЛОСИПЕД + СОБАКА

Помочь им решил известный конструктор стрелкового оружия Шарль Франсуа Галан - создатель одного из первых в мире револьверов с одновременном разряжением барабана. Еще в 1872 году он запатентовал ударно-спусковой механизм револьвера двойного действия, курок в котором приходил в движение от нажатия на спусковой крючок. До этого курок у револьверов требовалось взводить левой рукой, а нажимать на спусковой крючок - указательным пальцем правой. И хотя револьверы двойного действия существовали и до того, в них обычно было две пружины, тогда как Галан сумел обойтись всего одной!

Вскоре система Галана получила широкое распространение. Ну а потом он занялся проблемой самообороны велосипедистов от собак, для которых как раз и создал свой револьвер велодог, впервые выпущенный в массовую продажу в 1894 году.

Надо сказать, что карманные револьверы малого калибра были известны и до Галана. Например, в Америке это был кольт «Покет» («карманный»), ну а в Европе - «револьвер Шерлока Холмса», знаменитый «Бульдог». Однако велодог понравился покупателям, прежде всего потому, что был продуман до мелочей. Пользоваться им было очень удобно.

МАЛЕНЬКИЕ, ДА УДАЛЕНЬКИЕ

Хотя калибр нового револьвера был очень мал - всего 5,75 миллиметра, он тем не менее стрелял оболочечной пулей (то есть имевшей медную цельнометаллическую оболочку), вследствие чего она обладала значительным пробивным действием. Гильза была довольно длинной и содержала заряд бездымного пороха. При стволе длиной 30 миллиметров начальная скорость пули составляла 183 метра в секунду, что было очень хорошим показателем.

В барабанах было, как правило, пять камор, благодаря чему велодоги и получили свой характерный дизайн - их барабан за габариты револьвера выступал незначительно. Еще одной важной особенностью и отличительной чертой ве-лодога был складной спусковой крючок, поэтому скоба вокруг него отсутствовала. Он мог свободно откидывался в сторону ствола и совсем не мешал извлекать револьвер из кармана. Длина спускового крючка была больше, чем у других револьверов, то есть это был «хороший рычаг», способный без особого усилия и курок в момент выстрела взвести, и барабан провернуть, что для такого оружия, действующего на близком расстоянии, было очень важно.

Классические велодоги имели скрытый курок и могли стрелять только самовзводом. Сделано это было и ради компактности самого оружия, и для того, чтобы оно ни при каких обстоятельствах не смогло бы зацепиться за одежду или подкладку дамской сумочки. Единственное, что было неудобно, - перезаряжать револьвер при помощи специального шомпола. Требовалось все пять стреляных гильз поочередно вытолкнуть шомполом из барабана и так же поочередно вставить в него новые патроны. Но для гражданского оружия это было вполне приемлемо.

Сочетание монолитной рамки револьвера со скрытым курком, отсутствие спусковой скобы и наличие длинного, но не слишком «толстого» барабана не только придавали велодогам оригинальный и элегантный внешний вид, но и позволяли носить их с удобством, чем другие револьверы в то время похвастаться не могли. Поэтому их полюбили не только велосипедисты, но и те, кто никогда на велосипедах не ездил, но считал, что ему нужно «оружие на всякий случай». Ну а производители велодогов старались удовлетворить запросы потребителей всеми доступными для них способами. Появились никелированные револьверы, вороненые, украшенные гравировкой и насечкой, с рукоятками, отделанными перламутром и слоновой костью.

Носили эти миниатюрные револьверы в специально сшитых кобурах из ткани, нередко весьма напоминавших портмоне, либо из тонкой кожи с тканевой подкладкой. Кроме того, мужчины их могли носить просто в карманах жилетов, а женщины - в своих сумочках.

ЗАКАТ ВЕЛОДОГОВ

Серьезным оружием велодоги никогда не являлись, так как могли остановить противника только при попадании в голову, хотя собакам из-за них приходилось несладко. Впрочем, они постепенно привыкли к велосипедам, и со временем эти карманные револьверы стали использовать как оружие для самообороны и просто для развлекательной стрельбы на пикниках.

Закат их начался одновременно с распространением самозарядных пистолетов Браунинга. С появлением карманного пистолета Браунинга 1906 года (так называемого дамского) и все возрастающей моды на компактные самозарядные пистолеты некоторые модели велодогов получили новый дизайн. Они стали похожи на самозарядные пистолеты вообще, и на оружие Браунинга в частности. Такой тип велодогов, отличавшихся характерной увеличенной верхней тыльной частью рамки, стали называть «фасон Браунинг». Однако вскоре исчезли и они.


Борис ТАРАТЫНОВ

Тайны ХХ века №44

 

новости из сети


все материалы взяты из интернета

При копировании материалов гиперссылка на сайт обязательна